Допуски монтажа
Основные размеры роликовых муфт с вытянутой чашкой отличаются жесткими допусками. Чтобы получить хорошую посадку детали и упростить процесс сборки, нужно проследить, что внешний диаметр вала и внутренний диаметр отверстия соответствует системе посадки.
Если нужно добиться правильной посадки радиального шарикового подшипника и вместе с этим упростить сборку, нужно проследить, чтобы значения внешнего диаметра валов или внешнего диаметра отверстий соответствовали системе посадки.
Чтобы получить хорошую посадку подшипника и одновременно с этим упростить процесс сборки, необходимо добиться соответствия внутреннего диаметра отверстий или внешнего диаметра валов системе посадки.
Для правильной посадки игольчатого подшипника без внутреннего кольца и упрощения сборки необходимо добиться соответствия допустимого внешнего диаметра валов или внутреннего диаметра отверстий системе посадки.
Размерные допуски посадочных мест для подшипников определяются при помощи требуемой посадки. За счет требований к точности конкретного узла можно определить класс точности изделия и необходимый допуск биения посадочного места. Последний показатель можно рассчитать исходя из общего радиального биения посадочного места и общего осевого биения опорной поверхности.
Для изделий общего промышленного назначения с нормальным классом точности посадочные места зачастую обрабатываются со следующими допусками:
-
Посадочные места на валах – квалитет IT5 для допусков общего биения и IT6 для размерных допусков.
-
Посадочные места в отверстии корпусов - квалитет IT7 для размерных допусков и IT6 для общего биения.
Комбинации квалитетов точности можно найти в таблице 1. Значение зоны допуска общего радиального биения в два раза меньше показателя квалитета точности ISO, так как допуск биения определяется как разность радиусов двух соосных цилиндров, а квалитет ISO относится к диаметру.
Таблица 1
Эксплуатационные требования |
Посадочное место на валу |
Посадочное место в корпусе |
||||
|
Квалитет размерных допусков |
Квалитеты геометрических допусков |
Квалитет размерных допусков |
Квалитеты геометрических допусков |
||
|
|
Радиаль-ное биение |
Осевое биение |
|
Радиаль- ное биение |
Осевое биение |
|
|
t1 |
t2 |
|
t1 |
t2 |
Подшипник, изготовленный по нормальному классу точности
|
IT6 |
IT5/2 |
IT5 |
IT7 |
IT6/2 |
IT6 |
Подшипник, изготовленный по классу точности Р6 |
IT5 |
IT4/2 |
IT4 |
IT6 |
IT5/2 |
IT5 |
Подшипник, изготовленный по классу точности Р5 |
IT4 |
IT3/2 |
IT3 |
IT5 |
IT4/2 |
IT4 |
Для посадочных мест подшипников, которые устанавливаются на закрепительных или стяжных втулках, допускается применение более широких допусков на диаметр. Значение общего биения должны быть такими же, как и для подшипников на посадочном цилиндрическом месте.
Значения допусков в соответствии с квалитетами точности по ISO представлены в таблице 2.
Таблица 2
Номинальные размеры |
Квалитеты точности |
|||||||
|
IT3 |
IT4 |
IT5 |
IT6 |
IT7 |
IT8 |
IT9 |
|
> ≤ |
макс. |
|||||||
мм |
мкм |
|||||||
1 |
3 |
2 |
3 |
4 |
6 |
10 |
14 |
25 |
3 |
6 |
3 |
4 |
5 |
8 |
12 |
18 |
30 |
6 |
10 |
3 |
4 |
6 |
9 |
15 |
22 |
36 |
10 |
18 |
3 |
5 |
8 |
11 |
18 |
27 |
43 |
18 |
30 |
4 |
6 |
9 |
13 |
21 |
33 |
52 |
30 |
50 |
4 |
7 |
11 |
16 |
25 |
39 |
62 |
50 |
80 |
5 |
8 |
13 |
19 |
30 |
46 |
74 |
80 |
120 |
6 |
10 |
15 |
22 |
35 |
54 |
87 |
120 |
180 |
8 |
12 |
18 |
25 |
40 |
63 |
100 |
180 |
250 |
10 |
14 |
20 |
29 |
46 |
72 |
115 |
250 |
315 |
12 |
16 |
23 |
32 |
52 |
81 |
130 |
315 |
400 |
13 |
18 |
25 |
36 |
57 |
89 |
140 |
400 |
500 |
15 |
20 |
27 |
40 |
63 |
97 |
155 |
500 |
630 |
- |
- |
32 |
44 |
70 |
110 |
175 |
630 |
800 |
- |
- |
36 |
50 |
80 |
125 |
200 |
800 |
1000 |
- |
- |
40 |
56 |
90 |
140 |
230 |
1000 |
1250 |
- |
- |
47 |
66 |
105 |
165 |
260 |
1250 |
1600 |
- |
- |
55 |
78 |
125 |
195 |
310 |
1600 |
2000 |
- |
- |
65 |
92 |
150 |
230 |
370 |
2000 |
2500 |
- |
- |
78 |
110 |
175 |
280 |
440 |